Макеты устанавливают а памятника нет и поныне
В
Казани под Кремлевской стеной со стороны Ярмарочной площади на днях
установили фанерно-жестяной макет памятника защитникам Казани. Это не
первый и пожалуй наихудший из всех макет памятника.
Макет
памятника павшим защитникам Казани, который сегодня установлен под
стеной Кремля. Автор-Нияз Хазиахметов. Памятник уже прозвали "фанерной
халтурой"
На
срезанной ступенчатой почему-то шестигранной пирамиде лежит шар - ядро,
которое символизирует завоевание Казани. На нем выбита татарская
народная пословица на старотатарской арабской графике-"вязи" «Камень не
вечен, нетленна память». Автор памятника Нияз Хазиахметов поставил его
здесь временно, чтобы присмотреться как он будет выглядить на фоне
Кремля.
Первый макет памятника павшим защитникам Казани в 1552
году Нияз Хазиахметов временно устанавливал еще 6 лет назад - в начале
декабря 2002 года так же под Кремлевской стеной со стороны Ярмарочной
площади. Но тогда он так же не вызывал всеобщего одобрения.
Первый макет памятника. Автор - Нияз Хазиахметов. Проект так же не вызывал всеобщего одобрения.
Памятник защитникам Казани - дело общенациональное
Казанское
ханство, возникшее в результате распада Золотой Орды в 30-40-х годах XV
века на территории Поволжья, прекратило свое существование в октябре
1552 года. Тогда после двухмесячной осады 150-тысячное войско Ивана IV
(Грозного) захватило и разорило Казань, вырезав почти всех ее жителей.
Каждый
год 15 октября татарская общественность по всему миру проводит День
памяти ("Хэтер кэне"). В этот день с 1990 года в Казани проводятся
митинг, шествие к Казанскому кремлю и намаз (молитва) на
Старо-Татарском кладбище.
Вопрос о монументе защитникам
Казанского кремля впервые встал в октябре 1990-го, сразу после
обретения Республикой Татарстан суверенитета. Манифестанты, отмечая
годовщину взятия Казани, провели шествие к стенам казанского кремля,
совершили намаз на Старо-татарском кладбище и потребовали от властей
увековечения памяти павших предков.
С тех пор представители
татарских национальных организаций неоднократно устраивали пикеты и
писали обращения к руководству республики с просьбой установить
памятник. Но его поныне нет.
Самый красивый макет памятника из всех предложенных. (Авторы - Митхат Булатов, Марат Максудов, Дамир Нурулин).
Общественность
и тогда и всегда просила власти не о чем-то несбыточном – а об
элементарном восстановлении справедливости: ведь памятник-часовня
погибшим русским воинам, осаждавшим Казань и в итоге уничтожившим и
разорившим город был поставлен еще в 1824 г. на небольшом островке на
реке Казанка, там, где, по преданию, стоял шатер Ивана Грозного.
Но
у нас сооружение чуть ли не каждого памятника оборачивается
проволочками, отговорками, а в итоге скандалом. Властям для ответа
просителям понадобилось долгих 8 лет. В феврале 1999 г. постановлением
правительства республики вопрос о памятнике был наконец решен. Объявили
открытый конкурс. Выделили средства. Через три года макет лучшего, по
мнению жюри, варианта в натуральную величину был установлен у подножия
древней Пятигранной башни кремлевской стены.
Тот памятник у
кремлевской стены был так же выполнен из фанеры и металла и представлял
из себя слитые большой шар и пирамиду. В том месте, где край шара
отколот, написана сура из Корана: "И о убитых на пути Всевышнего не
говорите, что они мертвы. Нет, они живы, но этого постичь вам не дано".
По замыслу автора, художника—графика академии живописи,
скульптуры и архитектуры имени И.Репина из Cанкт-Петербурга Нияза
Хазиахметова, высотой памятник более пяти метров, скала будет выполнена
из камня зеленый змеевик, а шар - из меди. Скала символизирует
Казанское Ханство, а шар — войско Ивана Грозного. На всеобщее обозрение
композицию тогда выставили для того, чтобы казанцы приняли самое
активное участие в обсуждении проекта. Планировалось, что жители
столицы Татарстана внесут ценные замечания, которые будут учтены при
изготовлении окончательного памятника.
Затем этот макет памятника
защитникам Казани власти города убрали и установили на территории
музея-заповедника "Казанский Кремль".
Фанерная пирамида тогда выглядела довольно громоздко, и после бурного обсуждения от проекта было решено отказаться.
Участь
пирамиды с шаром разделили впоследствии три фигурные стелы под куполом,
символизирующим небо. И тоже с надписью на тех же трех языках. Увы, и
этот прозрачный намек на неразрывность прошлого, настоящего и будущего
восторга у казанцев не вызвал, как и поддержанный группой мастеров
культуры проект заслуженного художника Татарстана Канафии Нафинова.
Самый
красивый макет памятника из всех предложенных. Авторами данного
монумента является целая творческая группа, состоящая из художников,
скульпторов и архитекторов:
Митхат Сагадатдинович Булатов -
Почетный член Международной Академии Архитектуры, Почетный член
Международной Академии Архитектуры Стран Востока, Доктор архитектуры.
Максудов Марат Анварович, архитектор
Нурулин Дамир Абдуллаевич, архитектор.
архитектор Максудов М.А., художник Халиков Ф.Г., скульптор Гасимов М.М.-Авторы памятника 1000-летию Елабуги
Максудов М.А. и Халиков Ф.Г. - Авторы Архитектурно-художественного решения фасадов Мостковской Соборной мечети.
12
октября 2003 г. на площадь Свободы вышли шестьсот человек. Их
манифестация уже мало напоминала проявление скорби. Лидеры
Всетатарского общественного центра, "Идель-Урала" и других татарских
национальных организаций не только возмущались волокитой с
установлением памятника, но предлагали объявить День памяти нерабочим,
посвященным молитве о защитниках Казани, а Ярмарочную площадь у
юго-западной стены крепости, переименовать в площадь Шахидов.
В
апреле 2005 года руководители ряда общественных организаций Татарстана
обратились к президенту республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву и мэру
Казани Камилю Исхакову, требуя немедленно возобновить строительство
памятника защитникам города при штурме его в 1552 г. войском Ивана
Грозного. Авторы письма требовали открытия монумента к 1000-летию
Казани. Петицию подписали руководители шести авторитетных организаций,
в частности Всетатарского общественного центра, организации
"Идель-Урал", Союза мусульманских женщин Татарстана. 1000-летие Казани
позже бурно отметили в августе 2005 года, но по-прежднему без памятника.
Так бы смотрелся действительно достойный памятник защитникам Казани. (Авторы - Митхат Булатов, Марат Максудов, Дамир Нурулин).
Сегодня
же, в связи с установкой худшего за всю историю макетов памятника,
группа архитекторов Республики Татарстан обращается к общественности и
всем, кто принимает решения относительно установки памятника и
понимает, что Памятник павшим защитникам Казани должен быть был
действительно достойным и выразительным, а не дешевой халтурой.
ОБРАЩЕНИЕ
Группы архитекторов
в связи с обсуждением проекта памятника павшим Защитникам Казани
Уважаемые соотечественники!
В
прессе появились изображения памятника Защитникам Казани 1552 г.,
автором которого является художник Нияз Хазиахметов. И даже был
выставлен макет памятника у подножия Кремля в виде шара (пушечного
ядра) на вершине шестигранной пирамиды. Далее сказано: «Пока здесь
установлен макет: мы хотим удостовериться, что это место для памятника
выбрано правильно. Нам важно мнение горожан. Пока недовольных нет…»
Но
на наш взгляд, наиболее правильным местом установки монумента является
скверик у Тайницкой башни Кремля, в стороне от площади Тысячелетия, на
которой часто проходят массовые развлекательные мероприятия, гуляния и
концерты. Именно у входа в Кремль и был изначально установлен
камень-указатель места строительства будущего памятника. Здесь он будет
виден отовсюду, также как и храм-памятник воинам Ивана Грозного,
символизируя собой обряд очищения перед входом в Казанский Кремль.
Мы,
с 1997 года являемся одними из инициаторов появления этого значимого
для всего татарского народа монумента, участвовали во всех стадиях
проведенной череды конкурсов на эту тему. Конкурсы выявили целый ряд
замыслов, выражающих дух этой великой трагедии. Многие из этих идей
были действительно изящными и выразительными, обладали множеством
смыслов, богатством символики.
При самом глубоком личном
уважении к Н.Хазиахметову, надо сказать, что представленная им
концепция довольно сырая и невыразительная, она не выигрывала никаких
конкурсов, не обладает достаточной образностью, изяществом или духовным
наполнением, и поэтому не вызывает должных эмоций. Шесть граней будущей
пирамиды – число сакральное, но совсем не исламское. Шаров во многих
городах мира так же установлено великое множество. Например, в Ташкенте
вместо памятника Ленину возвышается «золотой» глобус с картой
Узбекистана, в Москве шары стоят у кинотеатра «Ударник», а в Питере
шарами обозначили линию набережной Невы…
Идея создания памятника
защитникам Казани в виде пирамиды, изначально принадлежит Почетному
академику Международной Академии архитектуры Митхату Булатову, которому
в 2007 году исполнилось бы 100 лет. К сожалению, он совсем немного не
дожил до воплощения своей глубоко продуманной и символичной идеи. На
последующих этапах конкурса, нами – его учениками, эта идея получила
свое дальнейшее развитие, была обогащена новыми элементами и смыслами,
стала более изящной и «татарской». Эти изменения были одобрены
академиком М.Булатовым лично. Прошло достаточно много времени, в
течение которого на фоне Кремля появилась новая пирамида –
культурно-развлекательная. Но время показало, что более достойной
культовой формы для монумента подобрать просто не возможно.
К
сожалению, идея Хазиахметова – это шаг назад в истории создания образа.
Она носит достаточно «дежурный» характер и атрибутику, и поэтому не
сможет выразить масштаба трагедии Татарского народа. Да и размеры
сооружения унизительно малы, почти игрушечны. Оно смотрится, как
шахматная пешка на фоне Кремля. В нем не хватает академизма исполнения,
пропорций и монументальности.
Мы неоднократно выступали в прессе
с развернутыми пояснениями к представленному нами в 1997-2000 годах
проекту, но видно время пришло только сегодня. Поэтому мы вкратце еще
раз изложим суть идеи.
Высокая арочная пирамида по замыслу
Булатова символизирует открытость Казани четырем сторонам света,
вольным Волжским ветрам, своеобразные «врата» между Востоком и Западом
– образ нашего Времени. Она сориентирована на Мекку, для совершения
ежегодного намаза в День Памяти, 14 октября и становится в этот день
мечетью под открытым небом. Другая сторона смотрит на Башню Сююмбике,
как своеобразное обрамление-арка при взгляде из-под монумента и, как ее
«поддержка» – при взгляде издалека. В центре композиции монумента для
совершения омовения размещен легендарный Тайницкий источник, с подрывом
которого крепость пала. По каждой из четырех опор монумента поднимаются
лестницы на верхний уровень смотровой площадки, которая решена в виде
символических контуров воинов-защитников, плечом к плечу стоящих на
периметре стен крепости. Чтобы каждый мог, поднявшись наверх,
почувствовать на мгновение свою сопричастность к событиям пятивековой
давности. Воины изображены в виде венца из тюльпанов, так как
мусульманская традиция не приемлет совершения намаза в сторону
человеческих скульптур… Они сомкнуты в кольцо в виде восточных арок.
Они символизируют скорее души защитников на стенах Кремля, останки
которых так и не были преданы земле, и потому образно вознеслись над
ней ввысь… За их «спиной» расположен сложенный из щитов, копий и луков,
купол мечети, перекликающийся по образу с архитектурой современной
мечети Кул Шариф. А в общем контуре всей верхней части монумента
издалека нетрудно угадать очертания «Казанской шапки» или воинского
шлема. По внутренней стороне на ограждении смотровой площадки помещены
изречения из Священного Корана. Нижняя базовая часть монумента – это
контуры восьмиконечной звезды, сформированной лестницами, ведущими на
верхнюю площадку (условный Минбар), и вниз – на уровень подземного
выставочного зала, где расположены археологические находки татарского
периода Казанского Кремля: оружие, посуды, надгробные камни и т.д.
Высота сооружения от уровня земли – 10-12 метров.
Момент
появления памятника татарским воинам – явление историческое. Его ждали
почти 500 лет! Мы хотим, чтобы памятник был действительно достойным,
вызывал чувство сопричастности к трагедии наших предков, настраивал на
раздумья об историческом прошлом, не опускал, а поднимал самосознание и
дух каждого татарина, из какого бы уголка мира он ни прибыл на свою
Родину, чтобы поклониться массовому героизму защитников древнего города.
С уважением,
авторы
монумента 1000-летию Елабуги, авторы архитектурно-художественного
решения фасадов реконструируемой Московской Соборной мечети,
Максудов М.А. – член Правления Союза архитекторов РТ,
Халиков Ф.Г. – заслуженный художник РТ, лауреат премии им. Г.Тукая
Нурулин Д.А. – архитектор.
22 августа 2008 г.
Как это было 15 октября 2008года. Фото Рахимова Ильдара http://ke.ucoz.ru/photo/14