Понедельник, 06.05.2024, 08:53
Казан Егетляре
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

ТАТАРЫ

Статьи энциклопедии


Из Татарского энциклопедического словаря:


ТАТАРЫ
1) ср.-век. этнополит. общность, сложившаяся в 7-12 вв. Состояла из ряда племён и вела полукочевой образ жизни. Впервые упоминается в др.-тюрк. памятниках как плем. объединение "отуз татар" (см. Кюль-Тегина стела); в кит. источниках 1-й пол. 9 в. - как сев. кочевой народ "да-да" ("та-та"), в мусульм. (тюрк., перс.) письм. традиции 11-12 вв. термином "Татар" обозначается нас. Вост. Туркестана и Монголии. В словаре Махмуда Кашгари эта терр. названа "Дешт-и-татар" ("Страна татар"). С кон. 12 в. Т. были вовлечены в процесс создания Монг. гос-ва во главе с Чингисханом. В ср.-век. арабо-перс. источниках Т. называется нас. Золотой Орды. В том же смысле понятие "Т." закрепилось в зап.-европ. и рос. историографии. В России вплоть до нач. 20 в. термин "Т." использовался в более широком смысле - для обозначения в осн. мусульм. народов Волго-Уральского региона, Юж. Сибири, Сев. Кавказа и Крыма. 2) Народ, осн. нас. РТ, второй по числ. (после русских) коренной народ в РФ. Общая числ. 6650 тыс. чел. (1989), в т.ч. в РФ - 5522 тыс., из них в РТ - 1765 тыс. чел. Т. делятся на 3 осн. этнотерр. группы: поволжско-приуральских татар, сибирских татар, астраханских татар, имеется также субэтнич. группа - польско-литовских татар. Самой большой по числ. этнотерр. группой являются поволжско-приуральские Т. (св. 4000 тыс. чел.), включающие субэтнич. группы: казанских татар, касимовских татар, мишарей, тептярей. Ряд совр. тюрк. народов (крымские татары, ногайцы и др.), связанные с Т. в 13-15 вв. общим происхождением, позднее, в процессе формирования татар. нации (2-я пол. 18 - 19 вв.), обособились в самостоят. этнич. общности. Язык - татарский (см. Татарский язык, Диалекты, Говоры). Верующие Т. в осн. мусульмане-сунниты (см. Суннизм). Часть Т. исповедует православие (см. Крещёные татары, Нагайбаки). Совр. религ. центры Т.-мусульман - муфтиаты: в Казани, Москве, Уфе, Саратове, Астрахани, Тюмени и др. городах.
По проблемам этногенеза Т. существуют 3 осн. концепции.
Первая - булгаро-татарская, согласно к-рой этнич. основой Т. являются булгары и тюркизированное местное финно-угорское население. (Ряд исследователей - А.-З. Валиди, Х.-Г. Габяши, М.З. Закиев, Ф.И. Урманчеев и др. этногенез булгар возводят к древнейшим народам Евразии - скифам, сарматам, аланам (асам) и др.). В соответствии с этой концепцией осн. этнокульт. традиции Т. сформировались в Волжской Булгарии и в период Золотой Орды, а также Казанского ханства особых изменений не претерпели. Одним из следствий господства Золотой Орды стал распад единой булгар. народности на различные этнотерр. группы. Однако в период Казанского ханства домонг. этнокульт. традиции возродились, упрочились и сохранялись (включая и самоназв. "булгар") вплоть до нач. 20 в. Эта концепция в осн. чертах была сформулирована в 1920-е гг. в трудах Р.Фахретдина, Г. Ахмерова, Н.Н. Фирсова, М.Г. Худякова и др. После пост. ЦК ВКП(б) от 9 авг. 1944 "О состоянии и мерах улучшения массово-политической и идеологической работы Татарской партийной организации" и Научной сессии по этногенезу казанских татар (1946) она утвердилась в кач-ве офиц. точки зрения и разрабатывалась в трудах Х.Г. Гимади, А.П. Смирнова, Н.Ф. Калинина, Л.З. Заляя, Г.В. Юсупова, А.Х. Халикова, М.З. Закиева и др.
Вторая - татаро-монг. концепция. Основывается на представлениях о переселении в Вост. Европу кочевых татаро-монг. племён, к-рые, смешавшись с кипчаками и приняв в период Золотой Орды ислам, создали основу татар. государственности и культуры. Осн. положения этой концепции нашли отражение в трудах татар., рус., башк. и чуваш. историков и языковедов - Н.А. Мажитова, В.Ф. Каховского, В.Д. Дмитриева, Н.И. Егорова, М.Р. Федотова и др.
Третья - тюрко-татар. концепция. В ней отмечается важная роль Волжской Булгарии и кипчакско-кимакских гос. объединений в этногенезе татар. народа. Осн. элементами этнич. истории её сторонники считают становление и развитие самосознания (выражающегося в этнониме, ист. представлениях и традициях), религию, государственность, письм. культуру и систему образования.
В кач-ве ключевого момента этнич. истории татар. этноса данная теория рассматривает период Золотой Орды, когда на основе пришлых монголо-татар. и местных булгар. и кипчак. традиций возникли новая государственность, культура, лит. язык.
В Золотой Орде, особенно в среде мусульманизировавшейся знати, возникли новые ист. традиции и татар. этнополит. самосознание. В процессе их формирования к сер. 13 в. исчезли местные домонг. плем. названия, произошла замена их на тюрко-монг. (найман, кунграт, кереит, табын, катай, мангыт, оглан, джалаир, уйшун и др.). Стержнем осн. культ.-ист. процессов в Золотой Орде стало формирование имперской надэтнич. культуры воен.-служилой знати, в к-рой чингисидские традиции частично сочетались с мусульманскими. Всё это привело к этнокульт. консолидации золотоордынской аристократии, воен.-служилого сословия, мусульм. духовенства и формированию к 14 в. новой этнополит. общности - Т. Одновр. в Золотой Орде на основе огузо-кыпчакского языка происходило становление наддиалектного койнэ, утверждение норм лит. языка (см. Поволжский тюрки). В татар. гос-вах (Большая Орда, Сибирское, Казанское, Астраханское и Касимовское ханства, Ногайская Орда и др.), возникших после распада Золотой Орды (15 в.), началось формирование новых этнич. общностей, имевших локальные самоназвания: астраханские, казанские, крымские, сибирские татары и др. Со 2-й пол. 16 в., после присоединения Поволжья, Приуралья и Сибири к Русскому гос-ву, усилились процессы миграции татар. населения и взаимодействия между различными его этнотерр. группами, что способствовало языковому и культ. сближению мишарей, казанских, сибирских и астраханских татар. В результате этого сформировалось общеконфессиональное самосознание - "мусульман".
Во 2-й пол. 19 в., в условиях начавшегося развития бурж. соц.-экон. отношений и подъёма нац. культуры (особенно заметного в среде Т. Волго-Уральского региона) актуализировались представления о культ.-ист. единстве татар. этноса, была воссоздана ист. традиция в форме татар. идеи (Ш. Марджани, Х. Атласи, Г. Исхаки и др.). В этот период высокоразвитая культура (система образования, лит. язык, книгоиздание и период. печать) казан.-татар. этноса превратила его в важный фактор притяжения к нему многих др. тюрко-мусульм. народов России и сыграла определяющую роль в утверждении в самосознании всех осн. этнотерр. групп татар представлений о своей принадлежности к единой татарской нации. При переписи 1926 назвали себя Т. 88% татар. населения СССР. Часть поволжско-приуральских Т. считала себя мишарами, кряшенами, тептярями, астраханских - ногайцами, карагашами, сибирских - бухарцами и т.д. Тюрко-татар. концепция происхождения татар. народа обоснована в иссл. Г.С. Губайдуллина, А.Н. Курата, Н.А. Баскакова, Ш.Ф. Мухамедьярова, Р.Г. Кузеева, М.А. Усманова, Р.Г. Фахрутдинова, А.Г. Мухамадиева, Н. Давлета, Д.М. Исхакова, Ю. Шамильоглу и др.
Традиц. занятиями Т., унаследованными от предков, были пашенное земледелие, игравшее вед. роль в хоз-ве, скот-во, охота, бортничество. Землевладение и землепользование были общинными: пахотные земли, луга и леса уравнительно распределялись между отд. хозяевами, как правило, по числу мужчин. Широко практиковалась трёхпольная система земледелия. Одновр. до нач. 20 в. в юго-вост. р-нах Поволжья и Приуралья сохранялись и более примитивные системы земледелия: залежно-переложная, подсечно-огневая. Возделывали в осн. рожь, овёс, ячмень, яровую пшеницу, просо, полбу, гречиху, горох, чечевицу, а также лён, коноплю. Скот-во в хоз-вах Т. (кроме астраханских и сибирских) занимало в осн. подчинённое положение. Разводили лошадей, коров, овец, коз, а также кур, гусей, уток. Крещёные татары разводили и свиней. Подсобными занятиями Т. являлись: пчел-во (первонач. бортевое, с 19 в. преим. пасечное), рыб-во, в осн. любительское, у астраханских Т. - промысловое; охота преим. любительская. По сравнению с полеводством сад-во и огородничество у Т. были развиты слабо, за исключением населения Юж. Приуралья и Астраханского края, где бахчеводство - возделывание арбузов, дынь и др. - играло важную хоз. роль. Из овощей Т. выращивали в осн. лук, морковь, свёклу, тыкву, редьку, репу, в отд. хоз-вах - огурцы, капусту, томаты. С сер. 19 в. осн. огородной культурой становится картофель. Нас. правобережных р-нов Волги занималось также и приусадебным сад-вом (яблони, вишни, малина, смородина и др.) Ремёсла - выплавка меди и железа, изготовление орудий труда, войлоков, ковров, паласов, шалей, тканей из животного и растительного сырья. Были развиты кожевенный, шерстобитный, валяльный, обувной, плотницкий, лесохимические (поташная, смолокуренная, выжигание угля и др.), рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, столярный, мыловаренный, ювелирный, золотошвейный промыслы. Исстари традиционными для Т. были торговля и торгово-посредническая деят-сть; мелочная торговля в крае ими была практически монополизирована. С 18 в. Т. занимали вед. место в торговле со Ср. и Центр. Азией. В кач-ве татар. торг. центров выделялись Казанская, Оренбургская губ., Касимовский у. Рязанской губ. В условиях оседлой жизни Т. имели в осн. пост. место поселения, но нек-рые группы Т. одновр. имели также летние и осенние поселения, что было обусловлено потребностями хоз. деят-сти. Осн. типом жилища первонач. была войлочная юрта со сборным каркасом, известны были постройки земляного и полуземляного типа, срубные и кам. строения. В 16-19 вв. Т. жили преим. в бревенчатых домах с печным отоплением. Почти в каждом нас. пункте имелась мечеть, при ней - мектеб или медресе. В одежде Т., как во всей материальной культуре, сочетались традиции степ. кочевников и осёдлых народов. Для её изготовления широко применялись кожа, мех, шерсть, козий пух, льняные, х.-б. китайка, бязь и др., иногда шёлковые ткани, привозимые из Ср. Азии. Для Т. были характерны серебр. и зол. украшения с драгоценными и полудрагоценными камнями (рубин, бирюза, сердолик и др.). В пище преобладали мучные и мясо-мол. изделия. По мере проникновения европ. цивилизации в культуре татар. народа происходили значит. изменения - в одежде, украшениях, в пище, напитках и духовной культуре. Древние обычаи и обряды (сабантуй, джиен, нардуган и т.д.) видоизменялись и приспосабливались к существующим реалиям.
Глубокие традиции государственности татар. народа были прерваны после завоевания Казанского ханства Русским гос-вом (1552). После Февр. рев-ции 1917 Т. вступили в активную борьбу за возрождение своей государственности (см. Идел-Урал Штаты). В мае 1920 была образована ТАССР (см. Республика Татарстан).



Источник: http://www.ite.antat.ru/articles/st2.html
Категория: Мои статьи | Добавил: jigit (13.09.2008)
Просмотров: 1752 | Комментарии: 8 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 3
3 scarymaze  
0
http://worldshardest-game.net and smoke 6760833708 http://world-shardestgame.com/

2 Kamil  
0
"Энциклопедия эта, егетляр, порядком устарела, а ведь и много стараний прилагалось и все еще прилагается кое-кем к тому, чтобы мы постепенно забывали, что татары — один из тюркских народов, известный, как выражались средневековые летописцы, «издревле своим могуществом, величием и полным почетом» на просторах Евразии от Черного до Желтого моря.
Мало кому известно — даже многим профисторикам неведомо — что на самом деле «народ, в котором родился Чингиз-хан, и единоплеменные с ним поколения, носили одно название и самоназвание, и не иное, как Татар",

и название это никоим образом не было исключительно общим названием разных племен — этническое название и самоназвание «Татар» принадлежало лишь одному народу. Притом ни Чынгыз-хан, ни его татары не говорили на языке, который мы ныне называем «монгольским» — писал русский академик-востоковед В.П. Васильев на основе сведений переведенных им древних восточных источников, еще в XIX веке.

Эти сведения некриводушного русского ученого согласуются и дополняются массой других сведений и фактов о подлинной истории татар, содержащихся в исторических источниках разных времен и разных народов, малоизвестных и зачастую вообще неизвестных «широкой публике». Но результаты трудов В.П. Васильева, как и многое другое из подлинной истории татар, были от нас сокрыты прозападными и прокитайскими историками.

В расовом отношении татары, соплеменники Чынгыз-хана, не были никакими «монголоидами» (подобными халха-монголам и китайцам), а являлись расой «европеоидов востока» (определение Л.Н. Гумилева), — как и современные татары и их собратья, потомки средневековых татар, оказавшиеся в составе многих тюркских народов, а также и среди русских, притом значительная часть их была светловолосыми и светлоглазыми.

И вот еще что существенно: средневековые татары, родной народ Чынгыз-хана, как свидетельствуют многие сведения историографии, в принципе ничего общего не имели с полудикими кочевниками, тем более с предками халха-монголов. У татар Чынгыз хана «язык, обычаи, материальная и духовная культура были близки с тюрками-уйгурами Восточного Туркестана» (В.В. Бартольд), «народом садоводов, купцов и ремесленников» (Л.Н. Гумилев).
По сведениям множества достойных доверия сведений из мировой историографии разных времен, средневековые татары еще «до эпохи Чингиз хана» строили города с высокой культурой, вели трансконтинентальную торговлю, владели навыками крупного речного судоходства, металлургии, хлебопашества и всячески «покровительствовали земледелию». Сведения об этом также стараются скрыть от широкой общественности прозападные и прокитайские историки.
И в XVIII веке еще "Ян Потоцкий — дипломат, и в то же время выдающийся польский историк, лингвист и этнограф, побывавший на обширнейших территориях Российской империи, писал, что татары во множестве проживают от Москвы до Средней Азии включительно. И, главное, несмотря на разнообразие во внешности, — отмечал Ян Потоцкий, — татары Европы и Азии «говорят одним и тем же наречием» — то есть, на одном языке — «и все они почитают себя настоящими татарами Чингиз-хана». Также Потоцкий сообщал, что и в те времена не забывали татары и их земляки основные заповеди-принципы своего Великого предка и соплеменника: «но самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте Земного шара». И вместе с осознанием своей принадлежности к родному народу Чынгыз хана, также не забывали никогда татары и исконно ордынские принципы этнической и расовой терпимости, присущие издревле этому народу…
Также не забудем, что наши Предки, татары-мусульмане, еще в XVII веке писали и говорили о своем соплеменнике Чингиз-хане: "Установления Аллаха он принял, и мы считаем его мусульманином — например об этом свидетельствуют записи турецкого историка и путешественника Эвлии Челеби» (независимый татарский историк-исследователь Гали Еникеев — Гали Еникәй).

См. сайт «Татары Евразии (подлинная история)» tartareurasia.ucoz.com/
Вводные, скажем так, статьи по содержанию книг Еникеева можно прочитать
здесь: http://tatarlar.spb.ru/index.php?name=PNphpBB2&file=viewtopic&t=2107 («Татары России: „незваные гости“ или оклеветанные соотечественники?»
И здесь: http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php/Чингиз-хан_и_татары
(о том, кто, когда и зачем сочинил миф о «войне татар с Чынгыз-ханом», и какому народу принадлежал сам Чынгыз-хан)


1 jigit  
0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Меню сайта

суперлепнина

друзья сайта

Категории раздела
Мои статьи [18]
Артисты [1]
статьи, посвященные певцам, музыкантам и актерам, чьи судьбы связаны с К.Е.

Облако тэгов
Ильдар имена мужские правитель Кастинг ханум Алсу баннер Обмен ссылками бренд татарское Каюм Насыри педагогическая система акция спорт дайджест полиграфия туташ батыр Борьба кореш коряш куреш куряш Д.Комаров Дамир Комаруллин Казанские Хроники комаров Комарок гипс барельеф декада декора литье литьё Забор Ковка метал навесы поликорбонат лепнина лепной декор ke.do.am nanopoisk ИТ-парк Джинсы куртки ордежда декор лепка нано Кремль митинг 20-летие Кредитная карта банк лимит деньги Деньги в долг казань итальянские сумки кожгалантерея логотип клатч портфель Гостиница Дворянского Собрания Петропавловский группа сектор газа концерты в Казани купить билеты Реклама дизайн каталоги недвижимость объявления Ак Барс кошка ХК Ак Барс хоккей AK BARS Кубок Гагарина Чемпион Балашиха теплицы заборы ковка металла министерство сельского хозяйства ворота Изготавливаем заборы колпаки мама герб герб семьи Папа Асеево Азнакаево бабай деде дедушек Азнакаевский район бабашка Ветераны ветераны войны дедушка ветеран войны семья

Поиск

Скидки

подарки

...

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

 
Copyright Казан егетляре ® 2024
Сайт управляется системой uCoz