Гаяз Исхаки
Раздумьям об исторических судьбах своего народа посвящали
произведения многие татарские писатели, ученые, общественные деятели.
Не мог остаться безучастным к этой проблеме и видный общественный
деятель, публицист, классик татарской литературы Гаяз Исхаки, имя которого до недавнего времени было под строгим запретом. В своем очерке «Идель-Урал»,
опубликованном в 1933 году во время скитаний в эмиграции, он размышляет
о переломных моментах в развитии татарской нации: временах Волжской
Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, о невзгодах после
завоевания Казани Иваном Грозным, предреволюционных
и послереволюционных годах, о перспективах развития народа. После
написания очерка минуло почти 60 лет, но проблемы, поднятые Гаязом
Исхаки, злободневны и сегодня. Биография Гаяза Исхаки
довольно типична для общественных деятелей конца XIX и начала XX веков.
Родился он 22 февраля 1878 года в ауле Яуширма Чистопольского уезда
в семье муллы. Вначале учился в медресе, в котором преподавал его отец,
а после усвоения элементарной грамоты его отправили в Чистополь.
Недовольный обучением в Чистопольском медресе с разрешения своего отца
Гаяз в 1893 году отправляется в Казань и поступает в довольно известное
медресе «Приозерное» ( «Куль
буе»). Кроме традиционных для того времени знаний по мусульманской
истории, философии, логике, изучению арабского и фарси языков, турецкой
литературы, он специально посещает занятия по русскому языку
в Казанской татарской учительской школе. К этому времени Гаязом
Исхаки было создано несколько оригинальных рассказов, повестей,
драматических произведений и роман, в которых начинающий писатель
поднимал проблемы нравственного совершенствования личности, затрагивал
темы простого человека в жестоких условиях окружающего мира. Идеи
реформации в татарский мир проникают вместе с философом Курсави
и просветителем Марджани. Курсави критически подошел к религиозным
догматам и впервые объявил необходимость современной интерпретации
ислама. Это позволило вводить в медресе светские предметы и старую
схоластическую татарскую школу преобразовать в новую систему
образования, по сути дела европейского толка. С легкой руки Марджани
в новометодные медресе активно начали внедряться такие предметы,
как география, математика, французский язык и т. д., обслуживающие
не богословие, а экономику и политику. Но, пожалуй, еще более
революционным был в джадидизме тезис об активном начале личности,
без чего невозможна предпринимательская деятельность и самостоятельная
политика. Джадидизм породил целую плеяду просветителей, мусульманских
деятелей, литера торов, историков и политиков. Среди них особо
выделялся Исмаил-бей Гаспринский, редактор знаменитой газеты «Тарджеман»,
издававшейся в Бахчисарае с 1883 года и расходившейся по всему
тюркскому миру. Весь цвет татарской культуры XX века был порожден
реформаторским духом джадидизма; лучшие про заики, поэты, драматурги,
политики и предприниматели — все они вышли из стен новометодных медресе «Мухаммадия», «Га лия», «Хусаиния», «Иж-Буби»
и др. Видимо, не случайно именно в этой среде зародилась идея
исламского социализма — одна из самых влиятельных идеологий современного «третьего мира». За
более чем четыре столетия угнетения, направленного не просто
на эксплуатацию нации, но и на ее ассимиляцию и даже физическое
уничтожение, татары выстояли, выжили и полны сил стать составной частью
мировой цивилизации. Какие пружины двигали народом в стремлении
сохранить свое лицо и свои ценности? Религия? Конечно, ислам —
сильнейший фактор в выживании народа. Но среди нас есть и крещеные
татары, в неменьшей, а может быть, и большей степени сохранившие
древнейшие традиции народа. Язык? Несомненно, но есть польские
и литовские татары, утратившие язык, но не забывшие свое имя и религию.
Образование? Бесспорно. Жажда знаний среди татар, берущая свое начало
с булгарских времен, стала сильнейшим фактором сохранения национальных
ценностей. Трудно однозначно сказать, что именно сохранило народ.
Скорее всего, все эти факторы вместе, а может быть, самосознание,
национальный дух, который передается с молоком матери…
Но как бы то ни было, несомненно одно — образование в истории татар
играло исключительную роль. И сегодня актуально звучат слова Гаяза
Исхаки: «Образование — первый шаг на пути к свободе!» Как
и основная масса татарских писателей того времени, Гаяз Исхаки начал
с призывов к пробуждению, организации обществ, кружковых дискуссий,
просветительской деятельности в медресе. В 1903 году он закончил
фантастическую публицистическую повесть «Гибель
через 200 лет» об этнической смерти татарского народа. Неизбежная
участь интеллигенции угнетенного народа — отображать его бедственное
положение и взывать к сопротивлению. Но татарскую интеллигенцию всегда
отличала и бурная социальная активность. В предреволюционные годы
издавались десятки татарских газет по всей территории России,
создавались различные политические организации. Татары были
инициаторами мусульманских съездов, а Садри Максуди возглавлял
мусульманскую фракцию во II и последующих Государственных думах. Юсуф
Акчура представлял интересы тюркских народов на Лозаннском конгрессе
в 1916 году. Татары умели пользоваться любыми послаблениями
в законодательстве и бороться за свободу, более того, сумели немало
сделать для объединения тюркских народов. С началом революции 1905
года Гаяз Исхаки активно участвует в митингах, крестьянских сходках,
пишет статьи, создает тайную организацию «Шэкертлек» ( «Студенчество»), которая позже стала называться «Хуррият» ( «Свобода»), издает собственную газету «Тан йолдызы» ( «Утренняя
звезда») эсеровского направления. В 1906 году он был впервые арестован
и заключен в Чистопольскую тюрьму. Через год — повторный арест и ссылка
на три года в Архангельскую губернию, которую он отбывал вместе
с Юзефом Пилсудским, будущим президентом Польши. Судьбе будет угодно
их свести вновь в Варшаве, и Пилсудский окажет поддержку татарской
эмиграции. В 1908 году Гаяз Исхаки бежал в Петербург, а затем в Турцию.
В этот период его имя звучит в татарской прессе, его начинают пере
водить на русский язык, им интересуются за границей. Он — признанный
лидер в политических кругах и бесспорный авторитет новой татарской
литературы реалистического направления. Юсуф Акчура называет его «пламенным борцом за нацию, самым чистым и самоотверженным защитником ее идеалов». В
1911 году Гаяз Исхаки нелегально приезжает в Петербург, но в 1912-
его выслеживают и вновь отправляют в ссылку, откуда он был освобожден
в 1913 году в связи с амнистией по случаю 300-летия династии Романовых.
И снова работа в газетах Петербурга, Москвы, Казани. Он издает газету «Иль» ( «Страна»), которую запрещают в 1915 году. Затем открывает новую газету «Сюз» ( «Слово»), которую тоже закрывают и т. д. Февральская
революция резко меняет обстановку в национальном движении и на первое
место выходит вопрос государственного самоопределения. Меняются
и политические взгляды Гаяза Исхаки. Для него главной темой становится единство нации. Всероссийский
мусульманский съезд, созванный 1 мая 1917 года в Москве, постановил,
что Россия должна стать федеративно-демократической республикой. В июле
того же года в Казани проходят съезды ряда национальных движений.
На II съезде мусульман избирается «Милли Шура» ( «Национальный Совет») под руководством Садри Максуди. Полным ходом шла подготовка к провозглашению собственного государства. «Милли Меджлис» ( «Национальный
Конгресс»), работавший в конце 1917- начале 1918 годов в Уфе,
провозглашает штат Идель-Урал на территории бывших Казанской, Уфимской
и Оренбургской губерний. Была создана «Милли идарэ» ( «Национальная
администрация») Урало-Поволжья в составе шести департаментов. Гаяз
Исхаки возглавил Департамент иностранных дел. Однако арест руководителей «Харби Шура» ( «Военного
Совета») прервал процесс реализации штата Идель-Урал, к со зданию
которого достаточно лояльно относились башкиры, чуваши, марийцы
и другие народы края. А затем большевиками были разогнаны национальные
движения, разоружены мусульманские полки, арестованы лидеры,
конфискованы типографии и закрыты газеты. Гаяз Исхаки ушел в подполье.
После прихода белочехов Национальная администрация возобновила свою
деятельность. Но у Колчака отношение к национальным движениям было
не лучше — он организовал судебные процессы над их активистами. Гаяз
Исхаки вновь перешел на нелегальное положение. В это же время
Мулла-Нур Вахитов и Мирсаид Султан-Галиев, вступившие в союз
с Российским правительством, пытались создать Татаро-Башкирскую
республику, по своей территории совпадавшую с границами штата
Идель-Урал. Заки Валидов образовал «Малую
Башкирию» и заключил договор с Россией. Единства в национальном
движении не было и его легко низвели до второстепенной политической
силы. Декретирование Татарской республики в 1920 году означало полный
контроль большевиков в Волго-Уральском регионе и подчинение
национального вопроса классовому. Гаяз Исхаки
в 1919 году как делегат Версальской конференции выезжает через Дальний
Восток в Европу и больше не возвращается… Затем были Париж, Берлин,
Варшава… Везде он выступает, агитирует. Издает татарские газеты
в Мукдене и Берлине, создает политические организации в Маньчжурии,
Германии и Турции, объединяет в Варшаве эмигрантов разных
национальностей в организацию антисталинской направленности «Прометей», чьим девизом стал знаменитый лозунг «За
вашу и нашу свободу!» Перед самым вторжением в Польшу германских
и советских войск польское правительство предупредило эмигрантов
о грозящей им со стороны НКВД опасности, и им удается в самый последний
момент покинуть Польшу с помощью турецких дипломатов. Гали Акыш —
соратник Гаяза Исхаки и его политический преемник — утверждает,
что татарская эмиграция из СССР самая малочисленная. Татары по доброй
воле не накидали Родину. Стало быть, что-то держит людей на своей
земле. Может быть, это просторы Волги и хребты Уральских гор? А может
быть, могилы предков не отпускают на чужбину? Что же тянет татар,
переехавших в Турцию более века назад, обратно в наши края,
где и родственников-то не осталось? Что тянет в Казань польских татар,
отправившихся с князем Едигеем в XV веке защищать Польшу и Литву
от Тевтонского ордена и осевших у берегов Балтики? Почему татары
Финляндии, США, Австралии своим символом считают башню Сююмбике,
которую знают лишь по фотографиям? Историческая Родина! Видимо, в этом
слове скрыто нечто большее, чем просто ностальгия или материальное
благополучие. В Турции, кроме Гаяза Исхаки, оказались Юсуф
Акчура, Садри Максуди и несколько позже через Кавказ перебрался туда
и Заки Валиди. Чтобы очертить весь круг выдающихся татарских
политических деятелей XX века, не хватает Мулла-Нура Вахитова,
расстрелянного белочехами в 1918 году, и Мир-саида Султан-Галиева,
замученного в застенках НКВД. Их судьбы пересекались в Петербурге,
Москве, Казани, они работали иногда вместе, иногда их пути расходились,
все они писали статьи в газеты Гаяза Исхаки и горели одним пламенем:
вы вести свой народ на широкую дорогу мировой цивилизации. Эти люди
повлияли не только на татарское общественное сознание, они — признанные
лидеры всего тюркского мира и ряда восточных стран. Если бы в 1918 году
они держались вместе, то, возможно, история татарского народа сложилась
иначе… Гаяз Исхаки в Турции не общался с Заки Валиди, он не мог ему простить «Малой
Башкирии», расколовшей единый национальный фронт. Но в конце жизни Заки
сам пришел в дом Гаяза, они в дверях обнялись, расплакались
и помирились… Основоположник татарской реалистической литературы
мастер слова, тонкий художник, выдающийся политик, верный
сын татарского народа, посвятивший жизнь борьбе за его освобождение
и процветание, Гаяз Исхаки умер 22 июля 1954 года. Он похоронен
в Анкаре.
Рафаэль Хаким
Имсточник: http://tatar-bashkort.narod.ru/idel-ural/idel-ishaki.htm
|
|